Забронированный, но мобилизованный по решению ТЦК мужчина подал иск в суд с требованием исключить его из списков личного состава воинской части. Результатом судебного разбирательства стало решение суда, которым отменен приказ ТЦК о призыве по мобилизации, а воинскую часть суд обязал исключить военнослужащего из личного состава.
В своем решении по делу №120/7924/24 Винницкий окружной административный суд подчеркнул, что неосведомленность ТЦК и СП о наличии у истца права на отсрочку от призыва не опровергает того факта, что истец не подлежал призыву на военную службу во время мобилизации в соответствии с нормами ст. 23 закона о мобилизации.
Основания иска и меры обеспечения
Иск был подан против ТЦК и воинской части в состав которой был зачислен мобилизованный мужчина, который имел оформленную отсрочку (бронь) на 6 месяцев. Истец оспаривал правомерность приказа начальника ТЦК от 31.05.2024 в части призыва и направления на прохождение военной службы, из-за того, что он противоречит приказу Минэкономики от 31.05.2024, согласно которому истец имел отсрочку на 6 месяцев – до 31.11.2024.
По заявлению адвоката истца, в порядке обеспечения судебного разбирательства, административным судом было приостановлено действие приказа командующего Нацгвардии по личному составу в части перемещения истца для дальнейшего прохождения военной службы, на время рассмотрения дела до вступления в законную силу решения суда по этому делу.
Рассмотрение дела, установленные обстоятельства
В ходе рассмотрения дела по существу судом было установлено, что
– Истец имел отсрочку в должности начальника смены предприятия, что подтверждено извлечением из приказа Минэкономики о бронировании. Срок отсрочки по 31.11.2024 включительно.
– Предприятие, работодатель истца, во исполнение п.12 Порядка бронирования направляло в ТЦК, где военнообязанный истец состоит на военном учете, уведомление о бронировании по форме согласно приложения 5 для зачисления его на специальный военный учет.
– На момент вынесения начальником ТЦК и СП приказа о мобилизации истца от 31.05.2024, в соответствии с требованиями ст. 23 Закона №3543-XII, истец имел отсрочку от призыва до 31.11.2024 включительно, а следовательно, не подлежал призыву.
Таким образом, суд пришел к выводу, что работодателем истца были соблюдены процедурные действия, предусмотренные в законодательстве для бронирования работника.
Однако, в ходе рассмотрения дела суд отметил, что наряду с обязанностью работодателя уведомить соответствующий ТЦК о принятом Минэкономики решение о бронировании, такая же обязанность возложена и на Минобороны в соответствии с п.12 Порядка №76, который предусматривает, что Минобороны в трехдневный срок доводит решение о бронировании военнообязанных к сведению соответствующих ТЦК.
Кроме этого, суд подчеркнул, что в соответствии с действующим законодательством обязанность по проверке наличия отсрочки от призыва во время мобилизации на военную службу и оснований для ее предоставления также возложена и на районные ТЦК. И поэтому, ТЦК-ответчик должен был проверить наличие/отсутствие у истца оформленной отсрочки от призыва, учитывая, что истец об этом сообщал ТЦК.
Решение суда – отмена приказа о призыве
По результатам рассмотрения дела, суд пришел к выводу о незаконности обжалуемого истцом акта индивидуального действия и указал на недопустимость неправомерных действий ТЦК во время мобилизации военнообязанных, имеющих отсрочку или статус забронированного лица.
По решению суда приказ начальника ТЦК о призыве на военную службу от 31.05.2024, в части призыва истца признан незаконным и подлежащим отмене.
Кроме этого, суд признал, что принятые на основании приказа ТЦК о призыве от 31.05.2024 остальные приказы, касающиеся прохождения истцом военной службы, являются производными от приказа ТЦК, а потому также подлежат отмене, а воинская часть должна исключить военнослужащего-истца из личного состава.