В делах связанных с защитой прав военнослужащих довольно часто возникает вопрос о приостановке судебного разбирательства, когда одна из сторон является военнослужащим Вооруженных Сил Украины и не имеет возможности присутствовать на заседании.
По общему правилу суды должны обеспечивать оперативное и эффективное рассмотрение дел в разумные сроки. Приостановление производства может приводить к затягиванию сроков рассмотрения и оставлять участников процесса в состоянии неопределенности.
Приостановление судебного производства означает временное прекращение судебных действий до момента устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела или выполнению необходимых процессуальных действий. В случае, когда участник судебного разбирательства военнослужащий ВСУ и не может присутствовать на рассмотрении дела, то момент «устранения обстоятельств, препятствующих рассмотрению» отсрочен на неопределенный период времени, ведь законом так и не урегулирован вопрос демобилизации, то есть момент, когда участником будет прекращена служба в ВСУ неизвестен.
Основания для приостановления производства по административным делам
Основания и порядок приостановления производства по административным делам определены статьей 236 КАСУ. Этот перечень оснований исчерпывающий и содержит как обязательные, так и факультативные основания для приостановки производства.
В частности, п. 5 ч.1 ст. 236 КАСУ предусматривает, что суд приостанавливает производство, если одна из сторон или третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, является военнослужащим Вооруженных Сил Украины или иного военного формирования, переведенного в военное положение или привлеченного в антитеррористическую операцию. Производство административного дела останавливается до прекращения пребывания этих лиц в составе Вооруженных Сил Украины или других военных формирований.
Эта норма императивна, то есть обязывает суд остановить производство при наличии такого обстоятельства. При этом, указанное основание связано именно с фактом пребывания участника процесса в составе ВСУ, переведенных на военное положение, а не просто с введением режима военного положения.
Ограниченный характер нормы
Норма п. 5 ч.1 ст. 236 КАСУ действует только во время пребывания стороны в составе ВСУ или других военных формирований. После прекращения службы основание для остановки производства теряет силу. Такую позицию поддерживает Кассационный административный суд Верховного Суда, который в постановлении от 25 апреля 2024 г. по делу №852/2а-1/24 отметил, что остановка производства должна быть обоснованной.
Роль мнения военнослужащего о приостановлении производства
При рассмотрении вопроса о приостановлении производства судья должен учитывать мнение военнослужащего или его представителя. Если военнослужащий желает, чтобы дело рассматривалось без его личного присутствия или с участием представителя, тогда у суда нет оснований для приостановления судебного производства.
Мотивированость решений о приостановлении производства по делу с участием военнослужащих ВСУ
Верховный Суд также отмечает важность оценки целесообразности и мотивированности приостановления производства. Суды должны учесть возможные последствия приостановления разбирательства с учетом сути спорных правоотношений, чтобы это не привело к безосновательному затягиванию сроков, что может нарушить право на справедливое судебное разбирательство (постановление от 1 февраля 2022 года по делу №160/12705/19).
Таким образом, введение военного положения и формальное пребывание стороны на военной службе не является достаточным основанием для приостановления производства по административному делу. Необходимо предоставлять доказательства непосредственного привлечения лица к боевым действиям, защите национальной безопасности или перевода воинской части на военное положение, поскольку безосновательный перерыв административного судопроизводства может нарушить права участников процесса.