Электронная трудовая книжка – ключевые моменты и преимущества

Украина продолжает активный переход на цифровые решения в разных сферах жизни, и трудовое законодательство не исключение. Одной из важных новаций в направлении цифровизации трудовых отношений является введение электронных трудовых книжек, целью которых является существенно упростить и модернизировать документооборот в сфере труда.

Введение электронных трудовых книжек регулируется изменениями в Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», которые были внесены на основании Закона № 1217-IX от 05 февраля 2021 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины об учете трудовой деятельности работника в электронной форме». Эти изменения вступили в силу 10 июня 2021 года.

Что такое электронная трудовая книжка?

Электронная трудовая книжка — это цифровой аналог бумажной трудовой книжки, в которой хранится информация о трудовой деятельности работника, в частности, записи о приеме на работу, увольнении, переводе, а также информация о страховом стаже.

Переход на электронные трудовые книги является частью общей стратегии развития цифровых государственных услуг. И теперь, «Электронная трудовая книжка» – это удобный и доступный сервис Пенсионного фонда Украины.

Основные моменты реализации законодательных изменений:

Переходной период. В течение пяти лет (до 2025 г.) работодатели могут параллельно использовать как бумажные, так и электронные трудовые книжки. В дальнейшем обязательным будет ведение электронной трудовой книжки. По желанию работника, и после истечения пятилетнего переходного периода, он может получить бумажную трудовую книжку и соответствующие записи в ней, но бумажный вариант будет храниться уже у работника, а не у работодателя.

Внесение и обновление данных о трудовой деятельности. Работодатели должны в течение переходного периода передать сведения о трудовой деятельности своих работников в ПФУ в электронном формате.

Государственный реестр. Вся информация о трудовой деятельности работника хранится в электронном виде в Государственном реестре общеобязательного государственного социального страхования, которым управляет Пенсионный фонд Украины. Данный реестр заменяет бумажный учет трудовой деятельности.

Электронная трудовая книжка – преимущества

Удобство – возможность быстро получить доступ к своей трудовой истории, просматривать записи и, при необходимости, воспользоваться ими для оформления пенсии или других социальных выплат.

Простота доступа – возможность просматривать свою трудовую книжку через портал Пенсионного фонда или мобильные приложения, что значительно упрощает доступ к информации о трудовом стаже и пенсионных начислениях.

Автоматизация – цифровизация системы учета стажа и трудовой деятельности должна упростить администрирование кадровых процессов как для работодателей, так и для государственных органов.

Прозрачность и контроль – внедрение электронного учета трудовой деятельности позволит лучше контролировать (в частности, самими работниками через электронный сервис ПФУ) начисление социальных взносов и пенсионных платежей, что повышает прозрачность в сфере трудоустройства.

Итак, электронная трудовая книжка является закономерным и целесообразным шагом на пути к цифровизации трудовых отношений в Украине. Такое нововведение упрощает процесс хранения и доступа к информации о трудовой деятельности, повышает прозрачность в сфере социальных выплат, обязательных отчислений и пенсионного обеспечения.

До реєстру «Оберіг» розпочато внесення даних про чоловіків 16-60 років