Верховная Рада приняла в целом законопроект №13107-д, реформирующий систему профессионального образования. Глава Комитета ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак сообщил, что работа над этим документом длилась пять лет.
Новый закон заменяет устаревшую модель профессионально-технических училищ и вводит современный формат – профессиональные колледжи. Изменяется и сама концепция профобразования и формат этих образовательных учреждений.
Основные изменения в системе профтехобразования:
1. Типы профессиональных образовательных учреждений
Вместо разрозненных училищ и лицеев вводится единая организационная форма учреждений – профессиональный колледж. Также будут действовать:
- военные колледжи,
- учебные центры,
- центры профессионального совершенства.
Все эти учреждения будут иметь четко определенные функции, обязанности, финансирование и автономию.
2. Финансирование и автономия профессиональных колледжей
Колледжи могут функционироваться не только как бюджетные учреждения, но и как некоммерческие общества. Они будут иметь право:
- открывать валютные счета;
- привлекать инвестиции;
- размещать депозиты;
- самостоятельно формировать доходы.
3. Лицензирование деятельности коледжей
Вводится принцип «одна лицензия – один уровень образования», упрощающий запуск новых программ. Лицензии будет выдавать Государственная служба качества образования, а документы можно будет подавать онлайн.
4. Участие бизнеса в системе учреждений профессионального образования
Изменениями предусмотрено, что в каждом профессиональном колледже будет создаваться наблюдательный совет, половину которого будут составлять представители работодателей. Они будут участвовать в:
- выборе руководителя;
- утверждении финансовых планов;
- формировании обучающих программ.
Такие нововведения направлены на то, чтобы бизнес и работодатели из «наблюдателей» стали партнерами в управлении образованием.
5. Оценка образовательных результатов
Присвоение квалификаций переходит к независимым центрам, которые будут работать под руководством Национального агентства квалификаций. Это значит: «обучает один – проверяет другой». Такой подход должен повысить доверие к качеству обучения со стороны и работодателей, и рынка труда.
6. Признание результатов неформального образования
Закон позволяет официально подтверждать знания и навыки, полученные вне формального образования, через квалификационные центры.