Закон о профессиональном образовании – профессиональные колледжи вместо ПТУ и другие изменения

Верховная Рада приняла в целом законопроект №13107-д, реформирующий систему профессионального образования. Глава Комитета ВРУ по вопросам образования, науки и инноваций Сергей Бабак сообщил, что работа над этим документом длилась пять лет.

Новый закон заменяет устаревшую модель профессионально-технических училищ и вводит современный формат – профессиональные колледжи. Изменяется и сама концепция профобразования и формат этих образовательных учреждений.

Основные изменения в системе профтехобразования:

1. Типы профессиональных образовательных учреждений

Вместо разрозненных училищ и лицеев вводится единая организационная форма учреждений – профессиональный колледж. Также будут действовать:

  • военные колледжи,
  • учебные центры,
  • центры профессионального совершенства.

Все эти учреждения будут иметь четко определенные функции, обязанности, финансирование и автономию.

2. Финансирование и автономия профессиональных колледжей

Колледжи могут функционироваться не только как бюджетные учреждения, но и как некоммерческие общества. Они будут иметь право:

  • открывать валютные счета;
  • привлекать инвестиции;
  • размещать депозиты;
  • самостоятельно формировать доходы.

3. Лицензирование деятельности коледжей

Вводится принцип «одна лицензия – один уровень образования», упрощающий запуск новых программ. Лицензии будет выдавать Государственная служба качества образования, а документы можно будет подавать онлайн.

4. Участие бизнеса в системе учреждений профессионального образования

Изменениями предусмотрено, что в каждом профессиональном колледже будет создаваться наблюдательный совет, половину которого будут составлять представители работодателей. Они будут участвовать в:

  • выборе руководителя;
  • утверждении финансовых планов;
  • формировании обучающих программ.

Такие нововведения направлены на то, чтобы бизнес и работодатели из «наблюдателей» стали партнерами в управлении образованием.

5. Оценка образовательных результатов

Присвоение квалификаций переходит к независимым центрам, которые будут работать под руководством Национального агентства квалификаций. Это значит: «обучает один – проверяет другой». Такой подход должен повысить доверие к качеству обучения со стороны и работодателей, и рынка труда.

6. Признание результатов неформального образования

Закон позволяет официально подтверждать знания и навыки, полученные вне формального образования, через квалификационные центры.